|
Уважение к личности
Отношение к идеям
Война идей
Природа конфликта
Пути к взаимопониманию
Дискуссия как вид спорта
Последние штрихи
Ничто так ярко не свидетельствует о низкой культуре общения как дискуссии. Но несмотря на "падение нравов",
непререкаемые правила общения все еще существуют.
Говорят, дурака красит молчание, ибо стоит ему открыть рот, как сразу становится ясно, с кем имеешь дело.
Для таких молчание - золото. Личность раскрывается в общении, а познается в поступке. Наверное, у каждого
на счету есть случаи, когда неудачное или не вовремя сказанное слово обрывало интересное знакомство, за
которым было или приятное общение, или возможности профессионального роста, или любовь. Так что общение -
это и судьба. Не понимать этого - значит проявлять ограниченность и атрофию инстинкта самосохранения.
Зверю, чтобы выжить, необходим эволюционный опыт поколений, закрепленный генетически. А что нужно человеку,
чтобы плыть в океане общения и не утонуть? Мой ответ: ТЕРПЕНИЕ. Если вдуматься, то ни в каком ином качестве
человека нет такой концентрации ума, образованности и культуры как в способности сдерживаться. А
сдержавшись, немедленно видишь все преимущества такой позиции. Оппонент идет в раздрай, гневится, топает
ножками, а вы, нажав на тормоза, вдруг чувствуете, что из участника событий превращаетесь в зрителя. Сойдя
со сцены, вы замечаете, что теперь способны охватить взглядом всю картину происходящего. А ведь только при
этом условии можно сделать уверенный шаг в правильном направлении. Терпение, конечно, должно быть не инстинктивным, а сознательным, волевым, то есть основываться на вполне
определенных представлениях и соображениях. Могу предложить следующие отправные моменты.
УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ. Совершенно необходимо рассматривать личность как некий неприкосновенный феномен,
явление, которое в самом себе черпает основания для собственного существования. Все действия, направленные
на разрушение личности, преступны, ибо ведут к угасанию душевных сил человека, его творческой энергии, к
иссяканию самой способности осмысленного социального существования. Никто не может присвоить себе право
быть палачом человеческой души. Абсолютно необходимо отделять личность от тех идей, которые она рождает.
Каждый просто обязан овладевать способностью, отвергая идеи, сохранять трепетное отношение к душе их
автора. Вот первооснова терпения, о котором я говорю. Но боюсь, что мы слишком далеки от такого понимания
личности, чтобы сама постановка такого вопроса была понятна большинству из нас. В этом случае следовало бы
усвоить хотя бы мысль о том, что доброжелательность ключ к обаянию, а все мы хотим быть обаятельными.
Негодяями же мы называем тех, кто попирает личность, топчет ее достоинство и самоуважение, пытается
вытравить веру человека в самого себя. Пытаясь заклеймить негодяя, убедитесь, что на нем еще есть свободное
место, куда можно поставить клеймо.
ОТНОШЕНИЕ К ИДЕЯМ. Даже самая порочная личность может быть автором ценной идеи, стимулирующей развитие
науки или культуры, или отдельной личности. И наоборот, светлая личность может породить представления, в
корне противоречащие интересам человеческого существования. Это происходит потому, что идеи живут
самостоятельной жизнью и никак не связаны с теми или иными личными особенностями автора. Именно по этой
причине нет никакого смысла переносить критику идей на личности или наоборот. Если вас не устраивают полеты
в космос, то это еще не значит, что Циолковский - подонок. Если вы пацифист, то означает ли это, что
Калашников - негодяй? Следовательно, раз и навсегда следует понять: идеи, творения и их авторы - не одно и
то же. Необходимо набраться терпения, чтобы не смешивать одно с другим. В быту мы привыкли судить о
человеке по его словам и поступкам, но этот подход совершенно неприменим к сфере интеллектуального общения,
как мерки поведения в бане не применимы к поведению на приеме в Кремле.
ВОЙНА ИДЕЙ. Всякая дискуссия должна быть столкновением идей, а не людей. Если для вас неприемлемы взгляды
человека, то причем тут уродливая бородавка на его носу или же его непревзойденная способность подсиживать
коллег? Даже если кто-то в своем карьерном росте шагал по трупам, то причем здесь сформулированная этим
человеком теорема? Вы можете избавить себя от общения с темной личностью, но никогда не избежите влияния
ее взглядов, если они свежи и интересны. К сожалению, светлые мысли у темных личностей не такая уж и
редкость.
ПРИРОДА КОНФЛИКТА. Ведение дискуссии - сложный процесс. Но самый пустопорожний ее момент - когда точке
зрения противопоставляют так называемый "факт". А какая дискуссия обходится без этого? Все мы свято верим в
то, что факты - упрямая вещь. Ничего подобного! Чем сильней расходятся взгляды людей, тем больше они
расходятся и в понимании "факта". И то, что для одних - Божий дар, для других - яичница. Для того и создают
законы, чтобы дать всем один и тот же ключ к понимаю "фактов". Но даже в сфере закона, где, казалось бы,
расписано все, остается немало места для двусмысленностей. Потому всегда будет нужда в адвокатах, потому
неизбежны судебные ошибки. А что же говорить о жизни, об интеллектуальном общении, где что ни человек, то
конституция. Факты никогда не были и не будут истиной в последней инстанции. Они всегда будут говорить вам
то, что вы хотите от них услышать. Предмет дискуссии определяют не факты, а наши представления, теории,
концепции. И если вы ловите оппонента на том, что он "извращает" факты, то это свидетельствует лишь о
глубоком различии позиций воюющих сторон. Убийство, логичное с точки зрения преступника, является глубоко
аморальным со всех остальных точек зрения. При любом, большом или малом, различии взглядов оппонентов,
согласие между ними почти никогда не бывает возможным потому, что разные представления - это как разные языки.
Именно поэтому большинство споров оканчивается ничем. Единственный способ договорится - заговорить на одном
языке. Только в этом случае вы начнете называть вещи своими, понятными друг другу, именами.
ПУТИ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ. Самый простой выход из дискуссии - осознать, что твои взгляды несовместимы с
представлениями оппонента. Это тоже своего рода взаимопонимание. Но эта простота ущербна. Она ведет к
интеллектуальному изоляционизму, сектантству, к возведению башни из слоновой кости среди пустыни. Только в
состязательном контакте с иными взглядами возможно самосовершенствование. А самосовершенствование - это
единственная самоцель, достойная уважения. Быть эгоистичным в дискуссии - значит использовать ее
для собственного развития. В противоположность этому, последовательный альтруист занят лишь тем, что неустанно
громит врага под стенами своей крепости. Это заставляет врага совершенствоваться, искать новую тактику,
рыть подкопы. В стане осаждающих оживление, творческий поиск. Враг растет над собой. Только осажденный
остается неподвижным в своих твердокаменных устоях. Неизмеримо полезнее, с точки зрения интересов
собственного развития, настойчивые попытки понять логику и представления оппонента. Если каждый из
нас говорит на своем языке, то почему бы не освоить язык ближнего своего? Ведь освоение иностранного языка
обогащает человека. Он вдруг понимает, что то, что он считал непререкаемым, может найти иное выражение.
Владение иностранным языком - один из элементов культуры. А овладение языком оппонента? Наша жизнь
переполнена "иностранцами", языка которых мы не понимаем, или не хотим понять. Истинный путь к
взаимопониманию - творить из себя полиглота. Когда вы понимаете, ПОЧЕМУ ваш оппонент говорит так, а не
иначе, это дает вам огромное преимущество. Одно из них - вы начинаете замечать собственные недостатки. Ваша
позиция меняется, развивается, совершенствуется. Из общих туманных очертаний начинает вырисовываться четкий
контур углубленного понимания предмета дискуссии. А это важно потому, что идее может быть противопоставлена
только идея, а не "факт". Люди, способные говорить лишь на своем, только им понятном языке - неинтересны. В
спорах рождается не истина, а понимание различий. Вот истина на все времена. А различия между родным и
иностранным языком понимает лишь тот, кто владеет обоими.
ДИСКУССИЯ КАК ВИД СПОРТА. Кому может быть интересна чопорная дискуссия неисправимых педантов, для которых
даже правильное ударение в слове может иметь принципиальное значение? Интересный спор не только учит, но и
приносит удовольствие. Природа человека такова, что ему мало точности в слове. Притягательна и его яркость.
Глубина образа, блеск фантазии всегда будут привлекать наше внимание. Поэтому совершенно необходимо принять
в публичной дискуссии тот же кодекс поведения, который давно принят в спорте. Важно участие, а не победа.
Победа соперника не может рассматриваться как унижение проигравшей стороны. Соревнование - это демонстрация
силы, ловкости, красоты, ума, изворотливости и изобретательности. Необходимо позволить сопернику
использовать весь арсенал полемических приемов, на которые он способен при непременном уважении к
достоинству оппонента. Это не значит, что всем сторонам конфликта должно быть хорошо и уютно. Если
пропустил удар, нокаут обеспечен. Тут и боль, и кровь, и обида. Нет только неспортивной ненависти к
противнику. Если оппоненту удалось выставить вас в смешном свете, если смеются все, кроме вас, это не
значит, что вас презирают. Зализав раны, смело бросайтесь в бой. Нанесите ответный удар. Пусть
симпатии публики обратятся к вам. Лучший способ завоевать их - признать свою неправоту, если положение безнадежно.
Это и будет очередным поворотным пунктом в вашем саморазвитии. Красив и обаятелен тот, кто не всегда прав.
Да, но сколько терпения нужно на все это!
ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ.
Обречен на "правоту" тот, кто ограждает себя от общения.
Глупость - единственный дар, которым не следует злоупотреблять.
Кто может - аргументирует, кто не может - грубит.
Других мы понимаем в меру своей развитости.
Чтобы найти с собеседником общий язык, не обязательно с ним соглашаться.
Хотя бы иногда выходите из образа, навязанного вам окружающими.
Не меряйте свои способности бесталанностью других.
Для того, чтобы говорить нужно больше мужества, чем чтобы молчать.
Мы склонны видеть только то, что ищем.
Не разрушай чужих убеждений, если не можешь предложить лучшей замены.
Говорить как хочешь, может всякий.
В дискуссии, как в тюрьме: не бойся, не надейся, не проси.
|
|